Входит в состав Федерального учебно-методического комплекса «Экологический практикум». Рекомендован Федеральным экспертным Советом по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12). Сертифицирован в РФ (сертификат №RU.ИОСО.П00615 системы «УЧСЕРТ»). Данное оборудование не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе. Тест-системы, входящие в состав ЭХБ, имеют сертификат соответствия.
Назначение ЭХБ
Унифицированный класс-комплект для лабораторных работ ЭХБ (экология, химия, биология) предназначен для проведения лабораторного практикума в средней общеобразовательной школе в рамках современных вариативных базовых программ по химии, биологии, экологии и др. предметов естественнонаучного цикла, а также позволяет организовывать внеурочную работу с учащимися.
Комплект ЭХБ применим для проведения фронтальных работ, опытов и творческих работ. Класс-комплект в целом и его отдельные составляющие удовлетворяют требованиям межпредметной унификации, и могут входить в состав кабинетов химии, биологии, географии, естествознания, учебно-исследовательских центров и лабораторий и центров, дополняя имеющуюся учебно-материальную базу по актуальному направлению практических работ – оценке экологического состояния окружающей среды.
Класс-комплект ЭХБ предназначен для выполнения лабораторных работ, которые преимущественно состоят из операций, уже освоенных учащимися в предшествующей познавательной деятельности. Демонстрационные опыты и самостоятельное проведение учащимися экологических исследований основных сред — воздуха, воды и почвы, а также продуктов питания – проводятся с использованием современных научных представлений об этих средах.
Класс-комплект ЭХБ может использоваться как для общеобразовательного, так и для естественнонаучного (углубленного) профилей обучения. Входящие в состав класс-комплекта ЭХБ оборудование и принадлежности для оценки экологически важных параметров состояния окружающей среды — воды, воздуха, почвы и продуктов питания позволяют непосредственно проводить их измерение простейшими методами, применимыми в средней школе, и давать достоверную экологическую информацию. Для проведения некоторых опытов предусмотрено использование штатного оборудования, которым оснащены школьные кабинеты химии, биологии, естествознания.
Темы лабораторных работ опытов, выполняемых с применением класс-комплект-лаборатории ЭХБ:
Экологические исследования по теме «Воздух»
Действие кислотного загрязнения воздуха на растения. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение запыленности воздуха в помещении. Изучение запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Определение наличия в воздухе микроорганизмов. Экспресс-контроль загрязненности воздуха аммиаком.
Экологические исследования по теме «Вода»
Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ. Наблюдение за составом атмосферных осадков. Определение органолептических показателей качества воды. Определение водородного показателя (рН) воды. Определение и устранение жесткости воды. Обнаружение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде и почвенной вытяжке. Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС. Очистка воды от загрязнений.
Экологические исследования по теме «Почва»
Приготовление почвенной вытяжки. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку. Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки. Описание антропогенных нарушений почвы. Влияние искусственных экологических сред на растения (моделирование экологических ситуаций). Польза и вред полиэтилена. Определение органического вещества в почве. Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах.
Экологические исследования по теме «Окружающая среда и здоровье»
Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов. Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны. Влияние кислотности среды на свойства белка. Влияние курения на свойства слюны. Влияние антибиотика на свойства слюны. Воздействие алкоголя на свойства белка. Воздействие солей на свойства белка.
Исследовательские работы, выполненные с использованием ЭХБ, участвуют в конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды».
Для контроля усвоения теоретических знаний, а также практических умений учащимися учреждений общего образования и студентами учреждений профессионального образования предлагаем использовать задания методического пособия